?

Log in

No account? Create an account

anlazz

В действительности всё не так, как на самом деле

"Темный лес" или "Великое Кольцо"
anlazz
На «волне» ощущений после «Задачи трех тел» прочитал вторую книгу данного цикла — роман «Темный лес». Которое — по мнению некоторых — является «главным произведением» автора. Впрочем, если честно, то последнее вряд ли применимо к «современным литераторам», коим выступает Лю Цысинь. Причем, даже не в том смысле, что последние еще могут написать чего-то более значительное — а в том, что современная литература по умолчанию есть литература коммерческая, т. е., направленная скорее на удовлетворение потребностей читателя, нежели на высказывание каких-то оригинальных мыслей автора.

Тем не менее, определенная мысль в «Темном лесе» все же присутствует. В том смысле, что за общей картиной романа, представляющего собой некую «игру в бисер» - т. е., выстраивание хитроумных комбинаций, разрешающихся самым неожиданным для читателя образом — скрывается достаточно специфичная картина мира. Который и описывается указанной метафорой «Темного леса», т. е.,мира всеобщей конкуренции за ресурсы. Конкуренции, выходящей за земные масштабы и действенной даже на уровне Галактики – в которой каждая из существующих цивилизаций представляет собой пресловутого хищника («охотника» в метафоре Лю Цысиня). Должного существовать в условиях других подобных хищников/охотников, но не знающего, кто из них сильнее — и поэтому вынужденного затаиться до того момента, пока у него не появится знание об окружающем мире.

* * *

Сам автор предлагает данную модель в качестве объяснения многострадального «парадокса Ферми». Который состоит в том, что при гипотетическом огромном количестве цивилизаций — коих в одном Млечном Пути по самым осторожным оценкам должно быть миллиарды — мы не наблюдаем ни одной из них. Причем не только в плане «прямого наблюдения» - прилета инопланетных кораблей и приема инопланетных сообщений — но и в плане отсутствия т. н. астроинженерной деятельности. (Т.е., изменения параметров существующих звезд и планет — что, гипотетически, становится возможным по мере роста мощи цивилизации.)

Обычно отвечают на этот вопрос или утверждением о том, что использование радиосвязи невыгодно для развитого мира — причем, не только в плане межзвездных сообщений, но и во «внутренней» деятельности. (Последний фактор, кстати, вполне рационален – но недостаточен.) Или выдвижением гипотезы «уникальной Земли» - т. е., принятии концепции, согласно которой для возникновения жизни нужны настолько редкие условия, что они могут возникнуть только на одной планете в Галактике. (Ну, или нескольких планетах — что делает невозможным наличие между ними коммуникации из-за огромных расстояний.) Впрочем, существует еще версия о том, что разумная жизнь не может перейти некий порог, отделяющий ее от возможности межзвездных полетов и астроинженерной деятельности — и поэтому уничтожается, подходя к нему. (Например, от применения ядерного или иного разрушительного оружия.)

Это, разумеется, не прибавляет особого оптимизма.Read more...Collapse )

О том, наша ли это Победа, и нужно ли ее праздновать.
anlazz
Сейчас, во время празднования Победы, очень многие стали задавать себе – и не только себе – вопрос: а наша ли это Победа? И в том смысле, что имеем ли мы, современные, право праздновать этот день? И в том, насколько подобное дело может  вообще происходить в нынешней России, которая является насквозь антисоветской страной – т.е., страной, основанной на идеологии, отрицающей основы советского мироустройства – и это самое отрицание закладывает даже в свою символику. (Пресловутая «драпировка мавзолея».) Причем, аргументы в пользу указанной идеи порой кажутся настолько очевидными, что после них действительно может закрадываться сомнение в том: насколько корректно тут данное празднование?

На самом деле, проще всего ответить на второй вопрос. Т.е., на то, может ли современная Российская Федерация претендовать на какое-то отношение к Победе. Поскольку, на самом деле может – поскольку реально речь идет о той же самой стране. Несмотря на весь воинствующий антисоветизм современной власти – включая и ненависть к советской символике. (На самом деле, конечно, символика – это самая малость из всех мерзостей нынешнего бытия, однако и самая заметная.) Однако сути это не меняет, поскольку нынешняя РФ имеет очевидную генетическую преемственность именно с СССР. В том смысле, что все ее подсистемы происходят именно из соответствующих советских подсистем – а точнее, подсистем позднесоветских. (Что, впрочем, в рамках рассматриваемой темы несущественно.)

А значит, само существование антисоветской РФ определяется именно тем, что когда-то существовал СССР — и никакие представления отменить это не способны. Ну, а сам факт существования СССР, разумеется, неотъемлемо связан с Победой — и значит, нынешняя власть, присваивая себе достижения советского времени, в целом поступает более «исторически корректно», нежели те, кто пытается заявлять о неприемлемости данного шага.Read more...Collapse )

С Праздником. С днем Победы жизни над смертью!
anlazz
Ну что, с Праздником! С днем Победы – великой Победы, по своему значению намного превосходящей все наши представления о ней. Ибо является она не только – и не столько – победой одной страны над другой, но и проявлением закономерностей гораздо более высокого порядка. Вплоть до таких, которые определяют развитие всего человечества в целом.

Впрочем, об этом я уже неоднократно говорил – поэтому тут отмечу данный момент достаточно кратко. Итак: тот факт, что именно советские войска вошли в Берлин, а не войска Третьего Рейха прошли победным маршем по Красной Площади выступает не более, не менее, как одним из выражений того самого явления природы, которое может быть рассмотрено, как победа жизни над смертью. Да, именно так – поскольку, несмотря на крайний пафос данной фразы, она, в целом, прекрасно показывает то, чем, собственно, завершилась Вторая Мировая война. Бывшая самой страшной бойней в истории человечества – и одновременно, роковым рубежом, на котором сошлись пути развития нашей цивилизации. Один из которых – как уже не раз говорилось – может быть назван «путем смерти», а точнее, «посмертного существования». Обществом-зомби.

В качестве которого и может рассматриваться нацизм, выступавший опасным и непобедимым на первый взгляд, но в реальности непрерывно разлагающимся социальным организмом. Организмом, который мог «существовать» (сказать «жить» про него невозможно) только непрерывно пожирая «живую плоть», но и в этом случае имеющий ограниченное время существования. Поскольку он в реальности уже «там», в мире небытия –а его видимая «жизнь» есть лишь временный «артефакт» восприятия. Причем, стоит понимать, что это не такая уж и глубокая метафора – поскольку, например, сейчас хорошо известно, что экономическая политика Третьего Рейха была самоубийственной.Read more...Collapse )

О "Задаче трех тел"
anlazz
Ну, а теперь хочется сказать о той причине, по которой вчера бы опубликован пост , посвященный повести Стругацких «За миллиард лет до конца света». Дело в том, что накануне я прочел книгу китайского писателя-фантаста Лю Цысиня «Задача трех тел» - которая, собственно, и вызвала ассоциацию с творчеством братьев. Разумеется, тут стоит упомянуть, что главной причиной чтения послужило именно то, что Лю Цысинь китаец. (Поскольку современная западная фантастика давно уже не вызывает у меня восторга, а скорее – наоборот.) Ну, а тут то речь шла о человеке из государства, которое, во-первых, имеет свою долгую культурную историю; во-вторых, кажется достаточно комплиментарным и к России (в конце концов, «современный Китай» был создан именно с нашей помощью), и к социализму – пускай сейчас и представляет собой империалистическую державу; ну, и наконец, находится в состоянии подъема. (Роман писался в 2006 году, т.е., тогда, когда китайская экономика росла, как на дрожжах.)Так что была надежда увидеть что-то, отличающееся от общей, пронизанной духом пессимизма и волюнтаризма, картины.

Однако в итоге всем этим надеждам не суждено было сбыться. Поскольку оказалось, что произведение современного китайского автора не сильно отличаются от произведений современных западных авторов. А точнее сказать: не отличаются вообще. (Конечно, тут стоит понимать: если бы это отличие было, то Лю Цысинь вряд ли был вообще где-либо известен, за исключением Поднебесной. Но все же…) Причем, речь идет вовсе не о «языковых особенностях», т.е., о построении фраз, метафорах и т.п. вещах – что еще можно было бы объяснить переводом. (Тем более, что он двойной: «российская версия» сделана с английского языка.) А о смысле романа – который практически один-в-один ложиться в рамки современной англоязычной фантастики. (С небольшими отступлениями, но не более того.)

* * *

Ну, и самое главное и одновременно, самое забавное – как уже было сказано выше, «Задача трех тел» имеет довольно значительное «общее место» с уже помянутой повестью Стругацких «За миллиард лет до конца света». В том смысле, что основной сюжет в романе строится вокруг неких «таинственных сил», которые мешают развитию научно-технического прогресса. В основном – путем убийства наиболее продвинувшихся ученых, но не только – скажем, упоминаются аварии на ускорителях. Разумеется, речь идет о довольно грубых вмешательствах – в отличие от повести Стругацких, где подобную роль могут играть и многие «мелочи», вроде ошибочных телефонных звонков и продуктовых заказов – однако, в целом, общий смысл и там и тут примерно одинаков. Но при этом Лю Цысинь тут в «останавливается» на тех самых «наиболее очевидных» конспирологических версиях – которые в «Миллиарде лет» показаны, как очевидные проявления обыденного мышления.

А именно – действии «тайных обществ» и вмешательстве инопланетной цивилизации. (Кстати, совершенно не «сверх» - но об этом надо говорить отдельно.) Причем, что наиболее забавно – он использует их одновременно! В смысле, в романе есть и «жидомасоны», и «рептилоиды» Read more...Collapse )

За пятнадцать лет до конца света
anlazz
Как известно, среди произведений братьев Стругацких есть небольшая повесть «За миллиард лет до конца света». Произведение это вышло в 1976-77 годах, а писаться начало на два года раньше – что, в целом, крайне важно. Однако о том, почему это важно –будет сказано несколько ниже. Пока же стоит сказать о том, что говорится в данном произведении о том, как некий астрофизик Малянов, занимаясь своей научной работой, неожиданно далеко продвинулся в данном направлении. И сразу же столкнулся с рядом необычных явлений. Причем, явлений, совершенно не связанных с его прямой деятельностью – а напротив, совершенно «бытовых», обыденных даже в своей необычности. Начиная с ошибочных телефонных звонков, происходящих именно тогда, когда герой наиболее близко подходит к разгадке стоящих перед ним проблем – и заканчивая совершенно нелепым обвинением в убийстве соседа.

Все это, разумеется, заставляет его забыть о работе, а вместо этого попытаться осмыслить происходящее. Тем более, что неожиданно стало известно о том, что нечто подобное происходит не только с Маляновым – но и с некоторыми его знакомыми. Которые так же занимаются «прорывными» вещами, и так же практически подошли к их решению – но на этом «подходе» получили множество совершенно неожиданных и совершенно не связанных друг с другом ударов. В результате чего возникает понимание того, что дело тут обстоит нечисто... И конечно же, неудивительно, что попытка понять происходящее неизбежно приводит к «конспирологии» - т.е., объяснению происходящего через деятельность неких «могущественных сил». Начиная с каких-то тайных обществ и заканчивая инопланетной сверхцивилизацией.

Кстати, эти «модели» оказываются практически один в один теми же самыми, что выводятся в настоящее время по похожему поводу – т.е., «жидомасоны» и «рептилоиды» - однако об этом будет сказано уже отдельно. Пока же стоит сразу отметить, что в конечном итоге герой – а значит, и сами братья – приходит к выводу, что вся эта конспирология есть однозначная чушь. И что в реальности все обстоит гораздо проще –и фундаментальнее. В том смысле, что нет никаких «тайных обществ», и «рептилоидов-Странников» тоже нет, а есть фундаментальная особенность нашей Вселенной. Состоящая в том, что для сохранения существующего уровня ее структурности требуется одновременно и развитие разума – для противодействия росту энтропии – и невозможность превышения этим разумом некоего уровня, ибо повышение негэнтропии так же ведет к разрушению структуры. (Разумеется, вопрос о том, что почему Стругацкие считали Вселенную стационарной, тут разбирать нет смысла.)

* * *

Таким образом, тормозят развитие прорывных научных направлений не могущественные тайные общества, и даже не сверхцивилизация – а само «гомеостатическое Мироздание». И а реальности мы имеем дело вовсе не с каким-то «разумным вмешательством», а с фундаментальным законом природы – пускай и проявляющимся в совершенно «неестественных» вещах. (Вроде прихода следователя или появления рыжего карлика.Read more...Collapse )

К вопросу о "миротворстве"
anlazz
В продолжение прошлых постов хочется затронуть одну довольно неоднозначную тему. А именно: вопрос о том, насколько действенна «классическая» борьба против войн. (Начиная с антивоенной пропаганды и заканчивая организациями “международной безопасности”.) Впрочем, можно сразу сказать, что она более, чем недейственна – поскольку, как уже говорилось, даже наличие реальных людей, прошедших через ад Первой Мировой войны, в свое время не стало “стопором” для дальнейших войн. А ведь тогда казалось, что никогда больше - фраза “never again” стала буквальным девизом поколения - человечество не пойдет на подобный кошмар. Тогда многие думали, что пресловутый “милитаризм” остался в далеком прошлом, и любая реальная политика теперь всегда будет ориентироваться на “вечный мир”.

И ведь дело не ограничивалось только декларациями - “за мир” начали бороться всерьез. Например, были введены пресловутые «Вашингтонские соглашения», должные серьезно ограничить гонку вооружений на море. И ведь ограничили! В том смысле, что практически полностью уничтожили «линию тяжелых артиллерийских кораблей» - сиречь линкоров и линейных крейсеров. Правда остановить будущую войну – в том числе и на море – оно, разумеется, не смогло. Или можно взять такое важное событие, как создание «Лиги Наций» - крупнейшей международной организации, в которую входили все более-менее развитые государства того времени. Наверное, тут не надо говорить, что в момент создания эта самая «лига» мыслилась, как ключевой элемент мировой безопасности, как идеальный способ исключить «силовое решение проблем» - заменив их на некие переговоры в условиях «международного арбитража».

Наверное, тут не надо говорить, каким жалким был финал этого «великого начинания». Причем, что самое обидное, кардинальная дискредитация Лиги Наций началось еще до Второй Мировой войны – например, во время итальянского вторжения в Эфиопию. Когда оказалось, что все эти лощеные дипломаты и мастера международного права буквальным образом ничего не могут сделать с “не самой мощной” страной в мире. Да, участники «лиги» договорились считать Италию агрессором, и даже ввести против нее санкции. Но эти самые санкции оказались мало того, что не затрагивающими ключевые для итальянской экономики товары –но еще и игнорировались практически всеми. Наверное, не надо говорить, почему! (Ну, а если кто не догадывается, то напомню год, в который происходили указанные события – 1935. Т.е., время Великой Депрессии – сиречь, проявления мирового Суперкризиса, во время которого мало кому хотелось терять реальные рынки в обмен на защиту каких-то эфиопов.)Read more...Collapse )

Посмертная жизнь капитализма. Часть третья
anlazz
Итак, два раза в течение одного столетия капитализм – подчиняясь своей внутренней логике – приводил человечество к Мировой войне. Дважды за столетие многомиллионные армии, вооруженные самыми современными достижениями науки, сталкивались друг с другом. Дважды за столетие на несколько лет тема человеческой смерти становилась основной в человеческой жизни — подчиняя себе все силы и средства того, что странным образом принято именовать «цивилизацией». В рамках чего были перепробованы все доступные способы человекоубийства — начиная с самых архаичных, и заканчивая самыми «передовыми». Людей рубили «по старинке» саблями, кололи штыками, в людей «загонялись» самые различные типы пуль из самых разнообразных видов стрелкового оружия. Людей забрасывали крупнокалиберными снарядами, засыпали с воздуха авиабомбами и ракетами, травили самыми различными газами, а под конец Второй Мировой войны даже попробовали сжечь за счет энергии атомного ядра.

Но это еще не все. Поскольку для того, чтобы обеспечить уничтожение живой плоти указанными методами было необходимым создание мощнейшей военной промышленности. В результате чего десятилетиями главной задачей производственной системы самых различных стран стало создание данных орудий убийства. В течение более десяти лет (если считать две войны) человечество добывало сталь и уголь, нефть и алюминий, цемент и никель – а так же много еще чего ценного и полезного – и все это поглощал данный Молох. Десятки миллионов людей целыми днями вкалывали на заводах и фабриках, выпуская точные и сложные «машины убийства» с таким усердием, что если бы его применить исключительно в мирных целях, то можно было бы решить большинство имеющихся проблем. На этом фоне тот факт, что пресловутые «внеземные цивилизации» не спешат устанавливать контакт с нами, выглядит совершенно естественным – поскольку тут единственное, что можно сделать после этого, так это покрутить пальцем у виска. И постараться не иметь дело с этими сумасшедшими…

* * *

Впрочем, не стоит думать, что и homo sapiens sapiens настолько туп, чтобы не замечать данного факта. В том смысле, что он может не видеть абсурдность собственного уничтожения и ненужность этого действия для себя. Поэтому неудивительно, что две Мировые бойни, в целом, закончились с одним и тем же результатом. А именно: ростом отрицания существующей капиталистической системы, прямо переходящем в создание альтернатив ей. Для Первой Мировой войны это значило начало Великой Пролетарской Революции. (Случившееся в Российской Империи.) Которое открыло человечеству путь, должный позволить ему перейти от общества классового разделения к обществу социального единства. И да – несмотря на то, что за исключением России эта самая Великая Революция нигде не смогла тогда закрепиться – ее влияние распространилось далеко за пределы советских границ. Поскольку страх буржуазии перед опасности повторения в своей стране «советского опыта» заставил ее гораздо сильнее «прислушиваться» к нуждам собственных работников, нежели раньшеRead more...Collapse )

[reposted post]Накормит ли страну говядина от "Мираторга"?
burckina_new
reposted by anlazz
Набирает силу скандал с главой "Мираторга", который в довольно хамской форме призвал россиян стать патриотами, покупая отчественные продукты. Все бы ничего в этом призыве, если-бы он не прозвучал на фоне предложений все того же "Мираторга" о запрете ввоза мясной и молочной продукции в ручной клади россиян. А это уже попахивает откровенным лоббированием собственных частных интересов людей с фамилией, подозрительно схожей с фамилией жены Дмитрия Медведева -- Светланы Линник.

Read more...Collapse )

Посмертная жизнь капитализма – или долго ли «живут» зомби. Часть вторая
anlazz
Итак, основным признаком перехода капиталистического общества к «посмертному существованию» - сиречь, обществу-зомби наподобие фашистского – выступает невозможность дальнейшего роста капитала. Связанная, как правило, с ограниченностью имеющихся рынков сбыта. Впрочем, не только. Скажем, в конце 1920-начале 1930 годах значительную роль сыграло наличие мощного рабочего движения, так же существенно ограничивающего капитал – например, в плане сложности с уменьшением заработных плат. (В том смысле, что капиталист рассматривает снижение з/п как «нормальный» способ создания конкурентного преимущества – ну, а рабочее движение этому мешает.) Однако это явление, в любом случае, выступает вторичным по отношению к главному – к исчерпанию рынков сбыта.

Поэтому везде, где достаточно развитая капиталистическая система подходит к пределу своего развития, происходит один и тот же процесс. Поскольку данная система – желая «спастись», снова выйти в состояние роста – оказывается способной «бросать в топку истории» все, что было создано ранее. В том смысле, что общество, попавшее в Суперкризис, легко отказывается от всех тех «завоеваний», которые еще недавно рассматривались высшим достижением. Например, от всех демократических процедур, от пресловутых гражданских прав, наконец, от самого признания человека человеком. (Как это произошло в Третьем Рейхе, где часть населения страны была просто исключена из рода человеческого.) Впрочем, не только – данная остановка оказывается способной «выключить» даже такие базовые механизмы социального существования, как «инстинкт общественного самосохранения».

* * *

Кстати, в последнем случае лучше всего рассматривать даже не нацизм, как таковой – поскольку его «социальное безрассудство» давно уже приелось и навязло всем в зубах – а ситуацию перед Первой Мировой войной. Где никаких «бесноватых фюреров», вроде бы, не было – а были солидные господа, происходящие из существовавших столетиями родов –вроде Гогенцоллернов или Габсбургов. Которые – как казалось большинству – должны быть предельно осторожны. Особенно Франц Иосиф Первый, который мало того, что находился в более, чем почтенном возрасте – но и традиционно связывался современниками скорее с вальсами Штрауса и Венской оперой, нежели с какой-то милитаристской традициейRead more...Collapse )

Посмертная жизнь капитализма – или долго ли «живут» зомби
anlazz
Зомби в современной поп-культуре – это ожившие мертвецы. Т.е., умершие уже организмы, однако неким – магическим чаще всего – способом обретшие способность к движению и имитации действий живых. Причем, именно к имитации, поскольку основными признаками живого существа зомби, разумеется, не обладают. Например, они неспособны к взаимодействию с внешней средой. И в смысле отсутствия обмена веществ – зомби в любом случае не поддерживают внутренний гомеостаз, и поэтому существуют в состоянии постоянного разложения. (Т.е., могут существовать только за счет того «субстрата», что был «накоплен» до смерти.) И в смысле отсутствия потребностей к компенсации ее воздействия – в том смысле, что они игнорируют любые «внешние проблемы» - скажем, огонь или иные разрушающие их явления, действуя исключительно так, как велит им «внешняя», магическая воля.

Впрочем, рассматривать данное мифологическое явление нужно, разумеется, отдельно. Тут же можно только сказать то, что подобное «посмертное» состояние может выступать характеристикой многих вполне реальных сущностей. (Собственно, «историческая магия» - это именно способ познания реального мира. Разумеется, примитивный – но все же…) Скажем, в живой природе существуют действительные примеры «зомбификации» тех или иных живых существ. (Например, насекомые «зомбифицируются» особыми видами грибов.) При которых кажущийся «живым» организм реально перестает быть таким, поскольку он перестает «заниматься» поддержанием собственного существования, переходя в выполнению некоей «внешней программы». (Заканчивающейся, разумеется, его близкой физической смертью.) Кстати, неоднократно высказывалась мысль, что и «настоящие зомби» - т.е., одна из составляющих гаитянского «культа вуду» - в реальности восходит именно к способности африканских колдунов вводить человека в состояние, подобное указанному. В том смысле, что посредством сильнодействующих ядов они оказываются способными убивать у  высшие функции сознания, превращая в зомбифицирумого в игрушку, полностью находящуюся в их воле. Разумеется, жизнеспособность данного «существа» оказывалась ограниченной – но до своей скорой смерти оно будет выполнять все указания своего «хозяина».

* * *

Впрочем, понятно, что полностью подтвердить возможность подобных действий сейчас нет – и вполне возможно, что это просто попытка объяснения архетипа «ожившего мертвеца», существующего в рамках определенных мифологических воззрений. (Хотя, ИМХО, ничего невозможного в данной схеме нет.) Однако если говорить об  «персональной зомбификации» человека следует с осторожностью, то вот в плане «зомбификации социальной» - т.е., в плане существования общества, которое имеет примерно указанные свойства (т.е., неспособность к реагированию на изменение среды и жизни только за счет «накопленного до этого субстрата») - никаких вопросов не существует. Поскольку история знает очень яркий пример подобной «посмертной жизни» - это фашизм.

Разумеется, в самой яркой форме указанные свойства проявились в «наивысшей» (если это можно сказать про данное явление) форме фашизма – немецком нацизмеRead more...Collapse )